МБОУ "СШ №29"
г. Нижневартовск
  • Памятка "Профилактика скулшутинга"

    Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить: отсутствие внимания родителей к ребенку; ссоры с членами семьи; трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами; буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны других членов коллектива или его части; смерть родственников и друзей; доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме; интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга». К внутренним факторам следует отнести: депрессивное состояние ребенка; внушаемость и ведомость ребенка; психические отклонения у ребенка.
    Памятка "Профилактика скулшутинга".

    Видеоролик

    НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

    1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

    2. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем.

    3. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.

    4. Сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него.

    5. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.

    6. Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни.

    7. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».

    ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

    Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками; учите ребенка общению с людьми вне Интернета; помогите родителям организовать досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций); установите и оцените его круг общения; обратитесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

    ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА:

    Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе). Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.

    Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам. В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве.

    Обратить их внимание на чувства жертвы. Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги, но ему понадобится помощь психолога и родителей.

    На что родителям следует обратить внимание:

    Внутрисемейные отношения

    Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.

    Проявление подростком агрессии

    Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.

    Специфика отношений со сверстниками

    В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

    Психологические травмы

    Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).

                Психическое здоровье

    Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.

    Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

         Памятка для подростков «Кибербуллинг и другие опасности в Интернете»

    Использование в повседневной жизни мобильных телефонов с видео – камерами и с постоянным выходом в интернет, привело к появлению новых интернет – преступлений против личности, которую иногда не отделяют от виртуального образа. Один из видов интернет-преступлений – кибербуллинг.

    Кибербуллинг - это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull — бык. В нашем языке, ближайший аналог- это сленговое выражение «быковать». Под определение кибербуллинга попадает публикация и распространение в сети оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы. Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе — шутки, на радикальном же — психологический террор, который наносит непоправимый вред.

    Вот несколько советов, что делать, если ты столкнулся с феноменом кибербуллинга в своей виртуальной практике общения.

    1. Не спеши выбрасывать свой негатив в киберпространство. Посоветуйся с взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Постарайся выработать для себя правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться. Помни, кибербуллинг хорошо документируется. Особенностью, позволяющей эффективно бороться с этим явлением, является тот факт, что все акты кибербуллинга оставляют следы в сети, которые могут быть задокументированы, и использованы как доказательства.

    2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ты должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом («прозвище»). И если некорректные действия в виртуальном пространстве приведут к реальному вреду, все тайное станет рано или поздно явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.

    3. Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео, следует немедленно обратиться к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь, за советом. Или сохранить и распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.

    4. Игнорируй единичный негатив. Единичные оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии.

    5. Если ты стал очевидцем кибербуллинга: Правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в киберпространстве.

    6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

    7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения. Если письма отправителя систематически содержат угрозы, следует скопировать эти сообщения и обратиться в правоохранительные органы. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления. Если ты столкнулся с проявлениями кибербуллинга, направленными на тебя, обязательно расскажи взрослым, которым ты доверяешь.

    Информация подготовлена с использованием свободного источника  сети Интернете

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie